Автоматический пропуск

Автоматический пропускВ 1937 г. советский инженер А. П. Дулгорьян сконструировал контрольник с полуавтоматической подачей и автоматической откладкой перфокарточек, работающий по электрическому принципу контроля. Характерной особенностью этого контрольника является максимальная простота конструкции. Основной элемент контрольника — контрольный механизм состоит из латунного контактного валика и эбонитовой колодки контрольного механизма с запрессованными в нее латунными трубками.

Края трубок точно совпадают с плоскостью карточного ложа. В каждой латунной трубке имеется шарик с пружинкой. Расстояние между шариками равно расстоянию между позициями перфокарточки, т. е. 6,35 мм. Контролируемая перфокарточка проходит между шариками и контактным валиком.

При наличии пробивок шарики своими пружинами прижимаются к контактному валику. При отсутствии пробивки шарик отжимается перфокарточкой от валика. Нажата одна клавиша, на данной колонке перфокарточки имеется соответствующая пробивка.

Создается электрическая цепь: плюс — нижняя шина — контакт нажатой клавиши шарик пробивка — контактный валик пункт — транспортный электромагнит-пункт — контакт транспортных электромагнитов — пункт — сопротивление 300 ом — минус. Транспортный электромагнит притягивает свой якорь, и его контакт, размыкаясь, разрывает основную цепь питания электромагнита. Однако якорь электромагнита остается притянутым, так как его катушка питается через поддерживающую цепь: плюс — нижняя шина — контакт нажатой клавиши — шарик — пробивка — контактный валик — пункт — транспортный электромагнит — пункт — пункт — контакт клавиши автопропуска с контролем — сопротивление 3000 ом — сопротивление 300 ом — минус.